Знакомьтесь, дизайнер одежды Елена Петрова
Первым человеком, который любезно согласился на интервью в новой рубрике стала Елена Петрова — дизайнер женской одежды, член Союза Дизайнеров России.
С Леной мы учились вместе в МУХЕ, ныне СПбГХПА им. Штиглица, где и по сей день каждый год выпускаются новые творцы моды.
1.Представьтесь, пожалуйста, и расскажите немного о том, как Вы пришли в эту профессию, чем занимаетесь сейчас?
-Правильнее будет сказать, что я специалист по разработке коллекций женской модной одежды от А до Я, поскольку мой опыт и сфера ответственности лежат далеко за рамками собственно дизайна предметов одежды.
Мой профессиональный путь начинался 16 лет назад, когда меня, выпускницу СГХПА им. Мухиной, на одном из конкурсов молодых модельеров пригласили на работу в Модный дом «Нувель» (бренд NOUVELLE) в СПб, который тогда только набирал свои обороты.
У нас была небольшая дружная команда единомышленников во главе с молодым харизматичным директором. За 6 лет совместной работы я разработала множество мини-коллекций женской одежды, особенно пальто, одела не одну клиентку Модного дома, разработала корпоративный стиль одежды для поездов Сапсан ОАО «РЖД», компании SWED- Мобиль (дилер Volvo в СПб), карнавальную форму для продавцов мороженого компании Петрохолод.Мои промышленные коллекции удостоились 2-х Хрустальных манекенов на Неделях моды в Санкт-Петербурге, дипломов конкурса Модулор.
2. Елена, расскажите, пожалуйста поподробнее о разработке корпоративного стиля для поездов Сапсан ОАО «РЖД». Это очень здорово, что в вашей форме теперь работают проводники и машинисты! Как оказалось, что именно ваши модели стали форменной одеждой железнодорожников?
В 2006-2007 году руководство Октябрьской железной дороги предложило мне принять участие в общероссийском открытом конкурсе «Новая форменная одежда» в рамках внедрения нового корпоративного фирменного стиля ОАО»РЖД». Конкурс проводился по всей стране, свои предложения представили многие известные модельеры. Конкурс проходил поэтапно и это была очень интересная работа.
Я много общалась с заслуженными железнодорожниками, машинистами, проводниками, высшим составом с целью понять специфику их работы, выясняя пожелания каждого и ожидания от смены фирменного стиля. Каждый раз после очередного этапа конкурса будущая форма корректировалась. Менялись цветовые предложения, силуэты, детали, очень много работы было проведено с геральдикой и фирменными нашивками. После каждого этапа кто-то отсеивался. Это заняло более года работы, и в финал вышли я и Виктория Андреянова.
В результате еще нескольких этапов мне доверили разработку формы для персонала новых высокоскоростных фирменных поездов, а Виктории Андреяновой- для работников ОАО»РЖД».
Со временем мне стало интересно попробовать себя в новом качестве в крупном бренде женской одежды. Меня пригласили в бренд «Зарина» (ZARINA), которым управляет ОАО «Мэлон Фэшн Груп», на позицию бренд-менеджера, и я с радостью приняла это приглашение. На тот момент в компании работали дизайнеры и продакт- консультанты из Франции, Швеции, Дании, и мне предоставилась уникальная возможность работать бок о бок с такими профессионалами.
Через 3 года я опять сменила вектор развития и перешла на позицию ведущего дизайнера-байера трикотажного ассортимента ZARINA. Со студенческой скамьи я создавала эскизы для трикотажа и надеялась, что мне посчастливится однажды в него окунуться.
В результате, 6 лет я посвятила разработке трикотажной линии ZARINA. Считаю своим достижением, что, по признанию самих покупательниц, бренд Зарина в большей степени ассоциируется с интересным трикотажем и платьями.
Несколько месяцев назад я приостановила сотрудничество с «Мэлон Фэшн Груп» и окунулась в собственные проекты. Сейчас я работаю как фрилансер. И тут я не ограничиваюсь дизайном одежды. Это и сборка капсул для коллекций, и полная перевеска зала, когда я создаю новые «луки» и цветовые блоки в торговом зале, что полностью меняет магазин для покупателя. А так же много времени я посвящаю своему хобби, которое выросло в бизнес. Это старинная мебель и архитектурные элементы, которые я подбираю для эксклюзивных интерьеров и экстерьеров.
2.Елена, расскажите, как получилось, что вы поступили на кафедру дизайн костюма СПбГХПА ?
-Мне было 10 лет, когда на экскурсию в Мухинское училище меня привел мой преподаватель рисования в Центральном Дворце творчества юных (тогда пионеров) Михайлов Юрий Евгеньевич. Я влюбилась в Муху и сразу сказала родителям, что хочу там учиться. А дальше был путь к осуществлению своей мечты. Дизайн костюма я выбрала потому, что мне хотелось «творить красоту» для людей, одевать их стильно, подчеркивая красоту каждого из нас. Ужасно было смотреть на толпу серо и скучно одетых людей 90-х, мне нравилось, как умеют одеваться европейцы и хотелось, чтобы так стало и у нас.
3. Что для Вас быть промышленным дизайнером, который создает промышленные коллекции?
— Это значит создавать актуальные «луки», такие модели, которые универсально впишутся в гардероб многих женщин, полюбятся ими и будут носиться не один сезон. Как я часто я вижу свои модели на совсем разных женщинах приходя в театры, музеи и просто на улице! Как приятно видеть, что они выбрали в магазине именно «мое» и с удовольствием это носят! Это так радует, для этого и работаю!!
4. Что для Вас масс- маркет и насколько легче или сложнее работать с таким ассортиментом, чем, с авторской коллекцией?
-Масс-маркет для меня- это возможность одеться стильно и актуально за умеренные цены, купить ультра-трендовый цвет или силуэт за небольшие деньги, когда не жалко относить это всего сезон, пока модно, это удовольствие найти «свое платье» или «свой тренч» из массы брендов.
Работать с таким ассортиментом не сложнее и не проще, чем с авторской коллекцией, а просто иначе. Тут постоянно нужно мониторить тренды, продукцию конкурентов с точки новинок кроя и формы, предлагаемых сочетаний, цветов, материалов и конечно цен. Ведь каждую неделю-две все бренды делают новые поставки в магазины, перевешивают входную зону и переодевают манекены. Для авторской коллекции наоборот нужно максимально сфокусироваться на собственном видении моды, общей концепции коллекции, на том «посыле», который закладываешь в свою новую работу. Ну и конечно разработать свои детали и приемы как раз отличные от масс-маркета, иначе какой тогда в этом смысл?
5. Как Вам кажется, какие известные топ- бренды, оказывают большее влияние на российский масс-маркет?
-Безусловно, это Inditex Group с такими брендами как ZARA, Bershka, Massimo Dutti…, а так же H&M. Как я часто слышу от девушек: “Заходишь в Зару и все хочется..!»
Но сейчас и наши российские компании очень выросли и оказывают большое влияние на своих же российских конкурентов. Это La moda, Incity, Zolla, odji, befree и другие.
6. Есть ли у Вас любимые марки, которые вы покупаете себе?Что Вы любите носить?
-Я обожаю JNBY, COS, &other stories, Massimo Dutti. Вообще, я очень люблю лимитированные коллекции различных брендов и находить «свои» вещи. Так у меня появился комбинезон от Eva Herzigova pour 1.2.3., пальто GAP limited edition, платье от MTWTFSS WEEKDAY, ремень от cop.copine, платья от Renata Litvinova ZARINA limited edition. Я также продолжаю носить модели, которые создавала в NOUVELLE, они всегда обращают на себя внимание, и все интересуются, откуда они и где их можно купить (сейчас этот бренд закрыт).
7. Какими знаниями и умениями необходимо обладать дизайнеру одежды ?
Обязательно при этом уметь шить,кроить, конструировать или достаточно идей и таланта, а кроить и шить могут другие?
— Дизайнеру одежды нужно стремиться знать, чем можно больше про весь процесс разработки модели от эскиза до готового изделия. Мой опыт показывает, что это позволяет достичь того результата, который удовлетворит самого дизайнера в первую очередь. Не нужно уметь делать конструкции на промышленном уровне, но нужно уметь делать качественно примерки изделий, чтобы в результате изделие получилось и красивое, и удобное, и типовое, подходящее на разных людей, учитывая различные типы фигур.
Кроме того, когда рисуешь эскиз и передаешь его конструктору, на самом эскизе уже должны быть соблюдены пропорции будущего изделия, ведь хороший конструктор построит так, как нарисовано!
Шить тоже нужно уметь и знать технологические узлы, ведь часто именно в таких деталях и особенностях кроя и проявляется дизайн изделия. Модным изделие часто делают его детали! Не зная, как они устроены, нельзя спроектировать новые. В общем, знания конструирования и технологии помогают дизайнеру создать такой эскиз, который будет легко «читаться» конструктором и технологом. А умение объяснить профессионально задачу и технологические узлы помогает дизайнеру быстро получить именно такое изделие, какое и было задумано.
8. Елена, многим было бы интересно узнать о внутренней кухне этой профессии. Приоткройте немного завесу тайны и расскажите о плюсах и минусах этой профессии, которые возможно, не сразу видны людям далеким от сферы моды.
-Безусловно, это работа творческая, но в то же время, она не терпит и «мук творчества». Я имею ввиду, что дизайнеру одежды нужно задумать, отрисовать в деталях, объяснить конструктору, технологу, портному все нюансы будущего изделия, подобрать ткань и фурнитуру, а иногда и наоборот- под ткань спроектировать изделие, и сделать все это нужно в срок! Особенно на производстве, где весь процесс должен быть отлажен как часы, а от оперативности решений дизайнера в конечном итоге зависит многое, да практически все. На швейном производстве хороший дизайнер- главный мотор, локомотив всего процесса. Ведь каждую неделю-две в магазины приходят новые и новые модели. Кроме того, дизайнеру нужно думать и о стоимости своего изделия, ведь в конечном итоге главным мерилом успешности будет то, продается модель или нет, и как продается. Дизайнер должен постоянно мониторить продажи, чтобы понимать, что из его изделий востребовано, а что нет, анализировать этот процесс и учитывать в работе над новыми коллекциями.
Безусловный плюс, что работа это очень живая, результат конкретный, виден быстро, есть возможность попробовать разные решения. Дизайнер должен быть очень мобильным, много путешествовать, наблюдать за тем как одеты люди на улице, что они покупают и примеряют в магазинах. Обычно у дизайнеров на производстве есть возможность ездить на отраслевые выставки и в так называемые inspiration trip, когда гуляешь по модным столицам мира, магазинам, смотришь на то, что там сейчас продают и что покупают. И это безусловный праздник каждого дизайнера, кладезь вдохновения!
Конечно, работа дизайнера в ателье, Модном доме немного отличается от работы дизайнера на производстве. Но и тут дизайнер- движок всего процесса, человек, который связывает воедино заказчика и мастеров. И тут нужно успевать в срок, думать про стоимость изделия, уметь объяснить не только конструктору и портному, но и, главное, заказчику свою идею и конечный результат. И, конечно, нужно знать все про то, что продается в магазинах, ведь заказчик там бывает, ведь он почему-то пришел именно к вам!
9.Что для Вас самое сложное в Вашей сегодняшней работе? Что самое интересное? Что приносит удовлетворение?
-Для меня сейчас наступил новый творческий этап, когда все накопленное и наработанное годами я выражаю в индивидуальных проектах. Это очень интересно, это то, что меня увлекает! Интересно ставить перед собой новые и разные задачи, находить решения, которые удовлетворяют заказчика и приносят мне новые профессиональные открытия.
Елена, большое Вам спасибо, за интервью, надеюсь, многие , с интересом узнали о работе промышленного дизайнера из «первых уст»:)
Если Вам будет интересно пообщаться с Еленой, пишите, пожалуйста на e- mail:
aliona1petrova@gmail. com, а также в комментариях на блоге.
Все работы и эскизы , предоставлены автором.